Cтудия индийского танца. Стиль Кучипуди






Индийский классический танец. Стиль Кучипуди

В настоящее время в Индии существует множество самых разнообразных танцевальных традиций, среди которых выделяют следующие:

 

1. Классические танцы.

2. Полуклассические танцы.

3. Народные танцы.

4. Эстрадные танцы.

 

Наибольший интерес несомненно вызывают классические формы танца, корни которых уходят в глубокое прошлое - во времена ритуальных храмовых богослужений.Рави и Шривидья Вемпати. Кучипуди

 

Всего выделяют семь таких форм:

1. Кучипуди.

2. Бхаратнатьям.

3. Катхак.

4. Одисси.

5. Катхакали.

6. Манипури.

7. Мохиниаттам.

 

В основе каждой из них лежат три аспекта: Нритта, Нритья и Натья.

Нритта - это ритмическая последовательность, оканчивающаяся либо песней, либо стихами;

Нритья - это совокупность ритмических рисунков, каждый из которых следует за определенной пантомимной интерпретацией (или абхинаей);

и, наконец, Натья - это полная танцевальная драма с разворачивающейся сюжетной линией и различными характерами.

Каждая танцевальная форма является уникальной комбинацией этих трех аспектов, в каждой из них присутствует своя изюминка, но Кучипуди  вполне заслуженно считают наиболее красивой и самой сложной формой танца из всех вышеперечисленных.

Что же такое Кучипуди? Это неповторимое очарование тонкого слияния Искусства Драмы, черпающего свое вдохновение в древнем эпосе, и непревзойденной техники. Энергичные прыжки и повороты, смелая и полная чувств игра глаз, вихрь необыкновенно быстрых и точных движений, которые затем сменяются каскадом застывших скульптурных поз – вот что такое Кучипуди!

Исполнение Кучипуди требует от танцоров не только отличной физической подготовки, но и превосходной пластики, развитого чувства ритма, а также знания мудр (жестов рук, имеющих сакральное значение) и великолепного владения абхинаей (искусством пантомимы). Сочетание всех этих качеств при наличии огромной внутренней энергии и способности мгновенно перевоплощаться в различные образы приводит к тому, что танцевальное искусство Кучипуди воспринимается зрителями Прабха Рамеш. Кучипудикак легкое, зажигающее и завораживающее действо. Высшим же пилотажем считается исполнение сложнейших ритмических композиций ногами, балансируя на краешке медного блюда и держа на голове кувшин с водой!

Танцевальная традиция Кучипуди зародилась на юге Индии в штате Андхра-Прадеш более 3000 лет назад. Свое название она получила от названия местечка Кучелапури на берегу реки Кришна. Согласно легенде, старший племянник султана Мохамеда Кули Кутаб-Шаха Абдул Тана-Шах был послан в деревню Кучипуди, чтобы обеспечить ее водой. По приказу Тана-Шаха был вырыт колодец. Радости жителей не было предела и в знак благодарности они устроили грандиозное представление, в котором продемонстрировали свое танцевальное искусство. Абдул Тана-Шах, будучи большим ценителем искусства, был настолько впечатлен танцем, что подарил артистам деревню Кучипуди, взяв с них обещание продолжать эту традицию из поколения в поколение. С тех пор данная форма танца и стала известна как Кучипуди.

Но оказывается, Кучипуди был популярен задолго до Тана-Шаха.

Более 3000 лет назад, Бхарата Муни, написавший Натья Шастру (священное писание, посвященное Искусству Драмы), объяснял некоторые аспекты танца ссылаясь именно на эту танцевальную форму. А в древних храмах и Буддийских монастырях, таких как Нагарьюнаконда (Nagarjunakonda), Амаравати (Amaravathi) и Гхантсала (Ghantsala) найдены скульптурные композиции, безусловно принадлежащие той же традиции.

С момента своего возникновения и до настоящего времени Кучипуди претерпел множество изменений.

Будучи изначально танцевальной драмой, в которой за каждым персонажем закреплялась одна единственная четко отведенная роль, сейчас Кучипуди в основном является сольной формой танца, и в рамках одного представления, а зачастую и одного номера, танцор перевоплощается в несколько совершенно различных образов.

Если в древности Кучипуди исполнялся только в храмах, то теперь представления могут проходить как на сцене, так и под открытым небом.

 И, наконец, самое главное - раньше Кучипуди исполнялся исключительно мужчинами, женщиныКучипуди не допускались к исполнению этой формы танца, поскольку считалось, что своей красотой они будут отвлекать зрителя от божественного смысла представляемой Драмы. Более того, мужчинами игрались все женские роли, для чего им приходилось не только переодеваться в женское платье, но и гримироваться под женщину. Но изменения не обошли танцевальную форму Кучипуди и здесь: в 50 гг. XX века произошло поистине революционное событие – женщинам, наконец, было позволено танцевать!

Этим стиль Кучипуди обязан Великому Гуру Вемпати Чинна Сатьяму, которому, помимо всего прочего, принадлежит и заслуга в распространении его за пределами Индии. Его Kuchipudi Art Academy вырастила в своих стенах огромное количество танцоров, которые основали свои школы практически по всему миру.

И мы, студия классического индийского танца «Ананда Тандава», также являясь приемниками Великого Мастера Вемпати Чинна Сатьяма, счастливы продолжать славную традицию Кучипуди в России.

 

Copyright © 2000-2014