Cтудия индийского танца. Стиль Кучипуди






Классический индийский танец

Классические тексты Древней Индии служат эталоном, по которому и сегодня может оцениваться исполнение танца. Каждая танцевальная форма имеет отличительные черты того Бхаратнатьямрегиона, к которому она относится. Соответственно толкуются принципы "Натья Шастры" в различных стилях танца, особенно в том, что касается позиций, движений и жестов. К счастью, по танцам собрано достаточное количество основного материала, который общепризнан среди гуру, танцоров и учеников всех стилей и школ.

У всех форм классического танца в Индии есть два основных аспекта: нрuтта и нрuтья.

Нритту можно охарактеризовать как чистый танец, то есть абстрактные движения тела, согласованные с хастами, или жестами рук.

Нритья - это сочетание чистого танца с сюжетным. Сюжетный танец следует отличать от пантомимы. Это не просто имитация человеческого поведения. Во многом завися от сопроводительных стихов, нритья очень широко использует хасты, каждая из которых передает различный смысл. Кроме нритты и нритьи у танцевальной традиции есть и третий аспект.

Это Натья, то есть представление с танцем или без него. Вообще, строго говоря, это вид драматического искусства.

Все три аспекта считались тесно связанными друг с другом и восходили к одной традиции. И действительно, многие элементы танца родились не из строгого следования классическим текстам, а передавались из поколения в поколение через традицию театрального представления.

В Натье идеи и эмоции находят свое выражение в искусстве абхинайи. Умело подобранное выражение лица (особенно глаз) в сочетании с соответствующей декламацией стихов дает возможность актеру изобразить настроения, которые могут быть стхайи (постоянные) или виабхичари (переходные).

Абхинайя может быть локадхарми (реалистичной) или натьядхарми (стилизованной).

Танцоры изображают бхаву и расу. Эти термины не поддаются легкому толкованию.Катхак Санскритское слово "бхава" означает эмоцию и ее внешнее выражение. Термин "раса", кроме своего буквального смысла - "привкус" или "чувство," передает также эстетическое и эмоциональное восприятие изображаемого настроения как со стороны исполнителя, так и со стороны зрителя расика, или "вкушаюшего".

Если абхинайя разыгрывается с чувством, то танцор, даже не прибегая к помощи слов, может вызвать у расика понимание и сопереживание заложенным в танце идеям и чувствам.

Раса, или эстетическое переживание, вызывается стхайи-бхавой (постоянным состоянием) приятного ощущения с помощью невольных или переходных (виабхичари) состояний. Раса служит ответом на бхаву. Если зрители восприняли бхаву, она порождает в них расу, или наслаждение бхавой. Чтобы вызвать непрерывный поток расы, или эстетического наслаждения, танцор должен постоянно сохранять высокий уровень выразительности.

Бхава порождает девять классических рас, или "привкусов": Шрингара (эротическая), Хасья (комическая), Каруна (патетическая), Вира (героическая), Раудра (грозная), Бхайянака (боязливая), Бибхаста (отвратительная), Адбхута (волшебная) и Шанта (умиротворяющая).

Из всех наиболее всеохватывающей расой является Шрингара, эротическое ощущение. Любая другая раса либо возникает как переходное состояние от шрингары, либо сливается с ней. Любопытно, что каждая раса традиционно ассоциируется с противоположной расой, с каким-либо цветом, с одним из высших богов, с определенной нотой (сварой) и с пурушартхой, или значением расы для четырех стадий жизни человека: дхарма (долг), артха (богатство), кама (желание) и мокша (освобождение).

Считается, что изображение танцором определенной расы можно приравнять к действительному переживанию танцором соответствующей стадии жизни и что каждое выступление приближает его к высшей цели - мокше, или освобождению от цепи рождений.


Copyright © 2000-2014